Спешу подослать Вам к прежде сказанному и еще несколько строк все о том же. Это Спаситель открыл в притче о мнасах Лк. Всем рабам дано по мнасу: Но один на этот мнас приобрел других десять, другой - пять, третий - ничего: Это значит, что первый больше всех потрудился над тем, чтобы проникнуться благодатию, второй - вполовину против него, а третий пренебрег даром, нисколько не заботился возгреть в себе благодать. Награда потом воздана соответственно трудам по облагодатствованию или внутреннему просветлению себя под действием благодати.

Антропология святителя Феофана Затворника.

19, 6: Феофан счел необходимым написать И. Неизвестно, когда именно и по какому конкретному поводу было написано письмо святителя, но история имела продолжение. Феофан, находясь в затворе, никого не принимал, И. Известно также письмо еп. Иоанна Кронштадтского, то я уверен, что он воистину муж Божий

Сегодня, в день памяти святителя Феофана Затворника и со дня его . Враг, губитель душ, чрез ревность о спасении всех оставляет в пагубе .

Соблюдение поста напоминает христианину о том рабстве, в котором он пребывает, угождая плоти. Пост отрезвляет человека, укрощает разлив чувственности, подает душе ясность и бодрость. Обильная пища и излишний телесный покой мешают христианину достигать живого общения с Богом, являющегося целью христианского подвига. Но не только во время святых постов, назначенных Святою Церковью, христианин должен смирять тело умеренным употреблением пищи; в прочее время жизни ему также необходимо благоразумно употреблять пищу, соразмерно нужде, для поддержания телесных сил и телесного здравия.

Последователь Христа должен постоянно умеренно и благоразумно поститься, чтобы не были отягчены ни мысль, ни сердце. Только по—малу… Обычно так, чтоб после еды в душе оставалось по—прежнему, то есть и та же теплота сердца, и та же светлость мысли. Ввиду разной крепости телесной у людей эта мера может оказаться для иных разрушительной.

Пост, как и все другие подвиги, должен быть умеренным и ограждаться глубоким смирением, ибо все чрезмерности не ведут к добру. Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Только пустую молву возбуждает вне и тщеславие внутрь. Для прочнейшего успеха в телесных подвигах необходимо соблюдать закон постепенности.

Не следует браться сразу за большие подвиги, а начинать с малых мер и восходить к большим по примеру того, как сделал преподобный Дорофей со своим учеником Досифеем в отношении пищи.

Святитель Феофан Затворник страсти и борьба с ними , Что такое грех и что такое страсть? Рабство греху — Что есть грех и что есть страсть? Это настоящий сатанинский дух. В грешнике, преданном греху, чувственные склонности и страсти душевные все более и более берут верх над высшими духовными требованиями и подавляют их до того, что свет жизни духовной совсем наконец погасает. Вместе с тем вянет и телесная жизнь от нарушения целости жизни человеческой и пресечения должных ее отношений к верховному источнику бытия и жизни.

Вход Господень во Иерусалим, Феофан Затворник. пророчество о призывании вместо их язычников, чтобы устыдить их и раздражить ревность их.

Земная жизнь человека как приготовление к вечности Спасение должно быть главной целью земной жизни человека. Патриарх Московский и всея Руси Сергий Страгородский определил православное учение о спасении следующим образом: Спасение людей зависит от Бога и от самого человека, ибо человеку нельзя спастись без помощи Божией, а Богу нельзя спасти человека без человека [ , с.

В соответствии с этим основной проблемой в православном богословии является учение о том, что сделал Бог для спасения человека и что должен делать сам человек, чтобы спастись. По учению Святой Церкви, Бог еще до сотворения мира и человека знал судьбы всех людей и предопределил средства для спасения человеческого рода.

Господь наш Иисус Христос принес искупительную жертву за весь род человеческий. Домостроительство спасения непреложно и вечно, и сила его простирается на все времена, на весь род человеческий. Затем послал апостолов звать души к брачному с Собою союзу. После совершения искупительной Голгофской Жертвы Промысл Божий заботится об устроении спасения каждого человека.

И Он действительно влечет. Для Господа каждая человеческая душа дороже всего мира. Господь подает стремящимся к вечной жизни все необходимое для спасения. Богу известны судьбы всех людей и их вечная участь, и это знание Божественное о мире называется предопределением. Оно есть свойство внутренней гармонии и следствие совершенства предвечного Бога.

Феофан Затворник. ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ

Господь напомнил вам, что и бедами мы окружены, и избавление близко. У вас случаев к терпению всегда довольно. И это милость Божия, что Он устрояет вам путь тесный и прискорбный, ведущий в жизнь, если как следует будете встречать и провожать эти случаи.

cвятитель Феофан Затворник Веруйте и уповайте, что начный и совершит (Флп. 1, 6), если и ревность живую будете блюсти, и соответственных.

В психологии хорошо известно, что источники активности человека — побуждения к деятельности — лежат в сфере потребностей и мотивов. Их удовлетворение предполагает постановку целей, решение конкретных жизненных задач. Желание тоже всегда эмоционально окрашено. В современной психологии, пишет Вилюнас , проблема мотивации вытеснила проблему побуждающих переживаний — такие термины как"желание","стремление" непопулярны и замещаются объяснительными понятиями"мотив","драйв","валентность".

Вилюнас, — только эпифеноменальной их трактовкой, отказывающей им в статусе явления, необходимого для осуществления деятельности" там же, с. Вилюнас считает, что объем современной психологии эмоций искусственно сужен — в него необходимо включить побуждающие переживания — желания, влечения. Определение страсти как"чувственного движения желательной способности, вследствие воображения блага или зла" дает преп. Известным дореволюционным богословом, С. Сопоставив христианский подход к страсти и подход французских материалистов-просветителей, С.

Подобная точка зрения встречается и у св. Единое внутреннее чувство души — тимос — является основой чувствительности и реактивности, это энергетический аспект — сила, энергия души. Тимос — напряженность духовной энергии. Сила души, по св.

Свт Феофан Затворник: Строй естества человеческого в творении

Большинство людей и психологов зачастую особо не задумываются над смыслом такого термина, как намерение. Близкими намерению по смыслу явлются такие понятия, как: Энциклопедический словарь определяет намерение, как осознанную цель, направленную решимость, смысл желания или действия; неотъемлемое всепоглощающее ожидание четко сформулированного события с полным отсутствием сомнений в его необходимости.

Намерение можно считать высшей формой желания и воли, которое в отличие от потребности или инстинкта чётко осознано и неизменно. В психологии намерение обычно задаёт отдалённую цель, непосредственное достижение которой невозможно или усложнено и потому требует неизменной последовательности действий по некому плану или стратегии. Вот как определяет намерение психологический словарь:

поклонах. О чтении псалмов. Не молитва одна нужна, но и ревность о спасении сильная. Милость Божия буди с вами! Полюбились вам .

Горит в них свет святого вдохновенья, Проникнуты они помазаньем святым. По простоте иль скудости смиренной; Ничтожными покажутся другим По гордости ума иль мудрости надменной. Ни чувств благих, ни веры нет святой, И радости и скорби их иные, Не преходящие сей тленной жизни грань; С духами тьмы неведома им брань; Не верят в них они, как в призраки пустые. Ни доблестей у них, ни христианских дел, Пространными они идут стезями, И ум их омрачен греховными страстями, И в вечности печальный ждет удел.

Но многие сыны сомненья и печали, Чья жизнь была бесплодна и пуста, Прочли те чудные и светлые скрижали, Что познавать учили Бога и Христа, И, полны радости, глаголам их внимали; В них чувства новые тогда затрепетали. Объятые духовным тяжким сном, Они согрелись их божественным огнем.

50 советов и изречений святителя Феофана

Помню вас очень, и держу усердные вам благожелания. У вас обоих с супругою одно на душе - живая ревность о деле спасения. Но не ослабевайте делать и с своей стороны все потребное.

Святитель Феофан Затворник . Но как вижу, что у вас ревность к делу молитвы жива, то полагаю оставить на ваш произвол и время и правило.

Обходя град ваш и осматривая храмы ваши, я не мог не видеть так ясно на всем отпечатлеваемую вашу любовь к святой вере и Церкви, не мог не приметить и духа искреннего благочестия, одушевляющего вас. Радуюсь сему, как обретший корысть многую, и благодарю всемилостивейшего Господа, так вас настраивающего, моля Его благость — сохранить в вас тот же дух до времени Последнего Своего пришествия, чтоб неукоризненными вам явиться и в Последний День пред лицом всего мира.

Потому обязанным себя считаю сказать несколько в отношении к сему слов в предостережение вам. Блюдитесь, братие, паче всего от того, чтоб не погас в вас дух ревности по святой вере и жизни богоугодной. В вас он есть, и есть преимущественный. Но как много духов вошло в мир и всякий дух ищет преобладания, то и смотрите, не увлечься бы каким не к славе Божией и не в похвалу себе. Нельзя жить без духа жизни; всякий живущий чем-нибудь да воодушевляется.

Свойственный нам дух есть дух Христов, который один и должен одушевлять нас, подчиняя своей власти все другие и делая их служебными себе орудиями. Дух Христов вам ведом, как христианам. Это — все творить во славу Божию и спасение свое. Противоположный ему есть дух мира, по которому, в богозабвении, неутомимо действуют, гоняясь за пустыми мечтательными целями, никогда их не достигая и никогда не услаждаясь покоем сего достижения.

Например, нельзя не иметь чего-либо. Но кто с забвением Бога и Его святого закона предается любоиманию алчности, корыстолюбию , тот воодушевлен недобрым духом. Стяжевай, но по Богу и для Бога.

4/4 Ревность о спасении. Святой Феофан Затворник.